КРЕСТOВO3ДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

 Каждый древнерусский город начинался со своего кремля, называемого детинцем. В этом удивительно   ёмком  древнерусском  слове  заключен  поразительный  смысл. «Детинец»,   детство,   начало   жизни,   истоки.  В  детстве  закладывается основа последующей жизни, ее характер и направление, туда мы возвращаемся мыслями  спустя  долгие  годы. Детинец остается неким фокусом,  где сходятся  все  лучи жизни как государства Российского с его детинцем  - московским Кремлем, так и небольшого древнерусского Романова – Борисоглебска ( с 1918 года – Тутаев) с остатками его собственного древнего кремля, крепостными валами, высоко стоящими на берегу Волги. Крепостные  стены  детинца  служили боевыми доспехами, защищая самое его сердце. Он должен был  сохранить  то,  что не должно погибнуть, даже если будет потеряно все остальное. Этим сердцем детинца всегда был соборный храм, который являлся выражением соборного единства как горожан Романова, так и  всего древнерусского государства в целом.

 

Так, около 1283 г,   после  "соборнего   советования",  по  свидетельству  Супоневской летописи,  была  заложена соборная  церковь  во  имя  Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, "супротив" Борисоглебской слободы". По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285гг). Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены детинца.  Высокий  земляной  вал  с  двух  сторон,  крутые  берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости,  защищали  собор. За свою историю детинец выдержал не одну осаду, поскольку Волга всегда была удобным путем для перемещения разного рода "добытчиков" чужих богатств. Годы 1371 и 1385 отмечены нападениями на Романов новгородских "ушкуйников".

 

Смута  15  века, разгоревшаяся  из-за споров о великом  княжении между князем московским Василием Темным и его сродниками Василием  Косым  и  Дмитрием Шемякой, прошлась и по Ярославскому княжеству. Тогда же был разрушен, видимо, и романовский детинец, перешедший в это время  из  владения  наследников  угличских князей к супруге Василия Темного Марии Ярославне. Поэтому летописный свод 1497 года, знаменуя его восстановление, отмечает: "В лето 6976 (1468 г.) срубиша на Волзе городок Романов". Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, защищавших детинец. Но дух народа остался жив. Этот дух соборного единения, собравший «вкупе» русских иконописцев и зодчих, воплощался  в подлинных шедеврах архитектуры  и  иконописи.

 

При ростовском  митрополите Ионе Сысоевиче (1652-91) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 г. он имел  два   каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и два придела:  Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей  и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в  два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-хх. годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 г. костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным впоследствии одним из исследователей "последним великим художником Древней Руси". Так создавалось одно из драгоценных звеньев «Золотого кольца»  России. 

 

 

5_vid_s_sevrПроходили годы, десятилетия, роспись храма, да и сам храм стали требовать капитального ремонта. Община   денег на него собрать не смогла, и в 1930 году советская власть храм закрыла. Еще раньше, в 1918 году, город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевом. Крестовоздвиженский собор, входящий в Федеральный список историко-архитектурных памятников России, практически перестал выполнять свою
благородную миссию.